Национальный центр экспертизы и сертификации - ЕАЭС: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Поделись ссылкой

Информирован - Вооружён!

ЕАЭС: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ


  • Что включает в себя Договор о ЕАЭС?
  • Какова структура ЕАЭС?
  • Какие задачи стоят перед ЕАЭС в текущем году?

В последние 10 лет тема формирования Евразийского экономического пространства постоянно обсуждалась в наших публикациях, с 2014 г. в новом формате - «журнал в журнале» - «Техническое регулирование в Евразийском экономическом союзе». С учетом профиля издания, преимущественно освещалось важное направление деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) - техническое регулирование как средство снижения нетарифных барьеров в торговле между странами ЕАЭС и другими государствами. Важное, но не единственное — общение с читателями, участниками семинаров и конференций показало, что их интересуют и другие направления работы Союза. В данной статье мы более подробно рассмотрим многогранную деятельность органов ЕАЭС.


В 1995 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Соглашение о Таможенном союзе, который стал первой ласточкой интеграции и устранения препятствий на пути свободного экономического взаимодействия.


В развитие Соглашения в 1999 г. был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, к которому присоединилась Республика Таджикистан. В 2000 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в рамках которого были созданы такие институты, как Евразийский банк развития (1996 г.) и Антикризисный фонд ЕврАзЭС (2009 г.). Большой вклад в становление и совершенствование работы этого объединения внес С.Ю. Глазьев [1].


В октябре 2007 г. Россия, Беларусь и Казахстан приняли принципиальное решение о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (ТС). После вступления в силу с 1 января 2010 г. единого таможенного тарифа ТС начал практическое функционирование.


Следующим этапом экономической интеграции стало вступление в силу с 1 января 2012 г. 17 соглашений, формирующих основу Единого экономического пространства (ЕЭП), в число которых вошло принятое 18 ноября 2010 г. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.


В феврале 2012 г. начала работать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), а 29 мая 2014 г. в Астане президенты государств-членов ТС и ЕЭП подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор), который вступил в силу 1 января 2015 г. К Договору присоединились Армения (со 2 января 2015 г.) и Киргизия (с 12 августа 2015 г.). В таком межгосударственном составе ЕАЭС функционирует в настоящее время, ориентируясь на более глубокий уровень интеграции.


Так как Договор является долгосрочным документом (сроки выполнения многих его норм обозначены до 2025 г.), целесообразно дать его краткую характеристику. Объем документа - 680 страниц, основной текст изложен на 100 страницах, остальное - 33 приложения. Договор состоит из четырех частей. Первая включает четыре раздела и содержит общие положения об учреждении ЕАЭС.


    В разд. II ч. 1 зафиксированы основные принципы функционирования, цели и компетенции Союза. Основными целями являются (ст. 4):

  • «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики».

    Далее определяются правовая база Союза, его международная деятельность, порядок работы и полномочия органов ЕАЭС, их статус и компетенция. Регламентируются технология формирования бюджета Союза и финансирование деятельности его органов. Вторая часть Договора посвящена функционированию ТС в составе ЕАЭС. Устанавливается, что в рамках ТС:

  • функционирует внутренний рынок товаров;
  • применяется единый таможенный тариф (ЕТТ) ЕАЭС;
  • действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими странами;
  • осуществляется единое таможенное регулирование;
  • обеспечивается свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) за исключением случаев, предусмотренных Договором (ст. 25).

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом, который определяет правила взаимодействия таможенных органов. Предусматривается применение Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и ЕТТ, включающего набор единых ставок ввозных таможенных пошлин. Регламентируются условия предоставления преференций, тарифных льгот и квот. По сути, ЕТТ ЕАЭС является инструментом торговой политики ТС. Значительное внимание в Договоре уделено внешнеторговой политике ЕАЭС, его участию в международных организациях.


Разд. X Договора содержит основы технического регулирования. Третья часть Договора состоит из 14 разделов и регламентирует функционирование единого экономического пространства, пути осуществления согласованной политики в основных сферах и отраслях экономики государств-членов Союза. Назову только некоторые из них: макроэкономическая политика, общие принципы и правила конкуренции, энергетика, транспорт, промышленность, агропромышленный комплекс, трудовая миграция.


В приложении 27 к Договору предусмотрено содействие разработке и реализации совместных программ и проектов по модернизации предприятий, создание инновационных секторов промышленности, вовлечение субъектов малого и среднего бизнеса в промышленную кооперацию.


Четвертая часть Договора содержит переходные и заключительные положения, в частности закрепление за русским языком статуса рабочего языка органов Союза, правила получения статуса государств-наблюдателей и государств-кандидатов, порядок вступления в Союз государств-кандидатов и выхода государств- членов из него.


    Рассмотрим вкратце состав органов ЕАЭС, организованных в соответствии со ст. 8 Договора:

  • Высший Евразийский экономический совет (Высший совет);
  • Евразийский межправительственный совет (далее - Межправительственный совет);
  • Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия, ЕЭК);
  • Суд Евразийского экономического союза (Суд Союза).

Высший совет состоит из глав (президентов) государств-членов и является высшим органом ЕАЭС. Он отвечает за рассмотрение главных вопросов деятельности Союза, определение его стратегии и перспектив развития интеграции. Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год, председательство в нем осуществляется на основе ежегодной ротации. Решения Высшего совета принимаются на основе консенсуса и подлежат исполнению государствам и- членами Союза в соответствии с их национальным законодательством.


В Межправительственный совет входят главы правительств государств-членов Союза. Он собирается на заседания не реже двух раз в год, его основная функция - контроль за исполнением Договора и решений Высшего совета.


ЕЭК является основным рабочим органом ЕАЭС. Ее руководящий орган - Совет ЕЭК, который состоит из заместителей глав правительств государств-членов Союза. Совет ЕЭК организует работу по совершенствованию нормативно-правового регулирования ЕАЭС, определяет основные направления экономической интеграции в рамках Союза.


Исполнительным органом ЕЭК является Коллегия. Она формируется по принципу равного представительства сторон. В нее входят представители государств- членов Союза, каждый из них является министром и подчиняется Высшему совету. С момента основания Комиссии в феврале 2012 г. председателем Коллегии ЕЭК являлся В.Б. Христенко. В феврале 2016 г. на эту должность на пять лет назначен Т.С. Саркисян (в прошлом премьер-министр Республики Армения). В нынешнем составе Коллегии 10 министров, которые руководят 25 профильными департаментами ЕЭК. Параллельно при Коллегии действуют 20 консультативных комитетов по ключевым направлениям интеграции. В настоящее время штат ЕЭК насчитывает 1200 сотрудников, работающих в Москве.


Суд Союза рассматривает споры по вопросам реализации международных договоров в рамках ЕАЭС и решений органов Союза. Расположен суд в Минске.


Евразийский банк развития , который осуществляет финансовую поддержку евразийской экономической интеграции, экономического развития и стабильности государств-участников, и Евразийский фонд стабилизации и развития, созданный в 2009 г. для преодоления кризисных явлений в экономике государств-участников фонда, включают страны ЕАЭС и Таджикистан. Уставной капитал банка составляет 7 млрд долл. США. По состоянию на конец 2016 г., в инвестиционном портфеле банка насчитывалось 69 проектов. Расположен банк в Алматы, его филиалы — в Астане, Бишкеке, Душанбе, Ереване, Минске, Москве и Санкт-Петербурге. В 2011 г. банк образовал Центр интеграционных исследований, который занимается анализом процессов региональной интеграции.


Член коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК В.Н. Корешков - частый гость на страницах нашего издания [3-5]. На основании материалов, предоставленных подведомственным ему департаментом, в журнале вышла публикация по итогам работы Комиссии в 2017 г. и предыдущие два года [6, 7]. Отсылая читателя к этим статьям, остановлюсь на некоторых вопросах и проблемах деятельности по техническому регулированию и ЕЭК в целом, которые в них не вошли.


1. Современные темпы развития науки, формирование индустрии 4.0 диктуют необходимость разработки новых подходов к регулированию инновационной продукции. Аккумулируя лучшие международные и национальные практики, стандартизация становится основным средством внедрения новаций в регулирующую сферу. Это достигается путем включения стандартов в соответствующие перечни к техническим регламентам (TP). ЕЭК ориентируется на применение межгосударственных стандартов, которые разрабатываются на основе утвержденных 32 программ стандартизации. Метод опережающей стандартизации предполагает включение лучших результатов в обязательные требования к продукции.


В процессе апробации опережающих стандартов определяются возможные риски, связанные с обращением продукции. Разработана методология оценки рисков здоровью населения при воздействии химических, физических и биологических факторов и определения показателей безопасности продукции (товаров). Она основана на гармонизированных принципах оценки рисков и релевантных научных данных.


2. ЕЭК завершает работу по принятию новой редакции типовых схем оценки соответствия с учетом практики применения TP ТС (ЕАЭС), а также современного зарубежного опыта. Каждый элемент процедуры оценки соответствия конкретизирован, приведено его описание. На основе этих документов планируется внесение изменений в TP в части оценки соответствия. Вводится единая форма свидетельства о государственной регистрации продукции.


В целях обеспечения эффективного взаимодействия контролирующих органов государств-членов Союза разрабатываются соответствующие рекомендации для контролирующих и таможенных органов, а также запускается пилотный проект по системе информирования об опасной продукции. Она создается в рамках перехода ЕАЭС в цифровое пространство и реализации технологии «одного окна». С июля 2018 г. на территории ЕАЭС начнет функционировать система электронных паспортов для транспортных средств.


Что касается аккредитации, то в настоящее время идет общественное обсуждение проекта решения Высшего совета «О Совете руководителей по вопросам аккредитации», который создается как консультативный орган в составе руководителей органов по аккредитации государств-членов ЕАЭС.


3. В статье В.Н. Корешкова [5] подробно рассказано об огромной работе по подготовке документов для обеспечения функционирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. Они начали действовать уже в 2017 г. Продолжается работа над дополнительными аспектами регулирования обращения медицинских изделий. Это девять документов, в том числе по инспектированию производства медицинских изделий.


Технический регламент по безопасности химической продукции (TP ЕАЭС 041/2017) стал важным документом для единого рынка химической продукции на пространстве Союза. До 2021 г. предстоит разработать и утвердить порядок нотификации, формирования реестра химической продукции и обеспечения разработки национальных частей реестра.


В Договоре прописаны сроки создания крупных рынков по критически важным секторам экономики, по которым пока общих рынков нет.


В ЕЭК идет подготовка к поэтапной организации общего электроэнергетического рынка на основе параллельно работающих систем стран ЕАЭС. Планируемый срок начала его функционирования - 2021 г., когда планируется подписание соответствующего международного договора.


К 2025 г. должны заработать общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа. Важные аспекты - их антимонопольное, таможенно-тарифное, налоговое и техническое регулирование.


Прорабатывается вопрос создания в 2022—2025 гг. единых правил работы на финансовых рынках Союза.


4. 11 октября 2017 г. Высший совет принял заявление о цифровой повестке ЕАЭС и решение «Об основных направлениях цифровой повестки Евразийского экономического союза». Во исполнение этого решения ЕЭК сформировано 12 евразийских технологических платформ для кооперации промышленных предприятий, научных учреждений, государственных органов и общественных организаций стран Союза в научно-технической, инновационной и производственных сферах. Работа этих платформ сфокусирована на обеспечении глобальной конкурентоспособности Союза через аккумулирование и реализацию его инновационно-технологического и экспортного потенциала в 12 отраслях (космические и геоинформационные технологии, биотехнологии и фотоника, технологии экологического развития, сельского хозяйства, металлургии и др.).


5. Будет ли расширяться ЕАЭС? По мнению специалистов Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, в настоящее время единственным реальным кандидатом на вступление в ЕАЭС является Таджикистан, который ранее состоял в ЕврАзЭС. Различные публикации о вступлении в ЕАЭС Турции и Индии можно трактовать как стремление этих государств к заключению соглашения о свободной торговле или иного документа об экономическом сотрудничестве [2].


В 2018 г. в ЕАЭС председательствует Российская Федерация. В своем выступлении на форуме «Техническое регулирование как инструмент евразийской интеграции», который состоялся в феврале рамках Недели российского бизнеса, В.Н. Корешков отметил, что для решения ключевых задач - повышения конкурентоспособности и качества продукции и услуг, развития импортозамещения, обеспечения защиты прав потребителей - необходимо провести внутреннюю «донастройку» ЕАЭС, развивать человеческий потенциал, реализовывать общую «цифровую повестку» ЕАЭС, обеспечить полноформатное участие ЕАЭС в работе международных организаций.


Внутренняя «донастройка» ЕАЭС предполагает создание советов по координации работ по стандартизации и аккредитации, разработку порядка общей координации работ по обеспечению технического регулирования стандартами и механизма установления добровольных требований на основе общих стандартов и процедур оценки, а также единого механизма мониторинга выполнения обязательных требований, исключение национального (ведомственного) нормирования, унификацию процедур оценки соответствия, повышение достоверности результатов, подготовку международного Соглашения по гармонизации принципов ответственности за нарушения в сфере санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, разработку про-граммы повышения потребительской грамотности граждан Союза, формирование реестров, включающих информацию об опасной продукции и недобросовестных производителях, и многое другое.


Для развития человеческого потенциала нужны программа повышения потребительской грамотности граждан Союза, свободный доступ потребителей к информации об опасной продукции и единым реестрам Союза, общие подходы к подготовке экспертов-аудиторов, оценщиков и инспекторов и др. Над этим предстоит работать.


Общая «цифровая повестка» ЕАЭС предполагает создание единых информационных ресурсов в различных сферах деятельности Союза, переход на электронную форму документов, интеграцию национальных систем электронного рецепта с единым реестром зарегистрированных лекарственных средств и проч.


Полноформатное участие ЕАЭС в работе международных организаций будет осуществляться в сферах технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, защиты прав потребителей и обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Оно включает гармонизацию стандартов и использование схем системы оценки соответствия, устранение необоснованных барьеров и упрощение процедур торговли, использование передовых стандартов в области защиты прав потребителей, повышение качества и доступности лекарственных средств и т. д.


ЕАЭС предстоит сложная, но очень нужная и интересная работа. Наш журнал продолжит информировать читателей о работе Союза.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Глазьев С.Ю. Гармоничное устойчивое развитие как национальная идея // Стандарты и качество. - 2014. - № 6.

2. Евразийский экономический союз. - СПб: НИИ ЕАБР, 2017.

3. Корешков В.Н. Единая система технического регулирования в ЕАЭС - путь к интеграции. Интервью с Г.П. Ворониным // Стандарты и качество. - 2016. - № 5.

4. Корешков В.Н. Новый этап интеграции. Интервью с В.Я. Белобрагиным // Стандарты и качество. - 2016. - № 10.

5. Корешков В.Н. Администрирование общего рынка лекарственных средств // Стандарты и качество. - 2017. - № 11.

6. Итоги 2017 г. в сфере технического регулирования, функционирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий в рамках ЕАЭС // Стандарты и качество. - 2018. - № 1.

7. Что нужно знать бизнесу о технических регламентах и стандартах // Стандарты и качество. - 2018. - № 1.


Источник: //Стандарты и качество № 3 (969) 2018