Национальный центр экспертизы и сертификации - SA 8000 «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Надоело переплачивать - пигменты для татуажа.
Поделись ссылкой

Информирован - Вооружён!

SA 8000 «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

 

Социальная ответственность — это способность организации или предприятия оценить социальные последствия своей деятельности, в том числе безопасность и воздействие на окружающую среду.

 

Первая версия стандарта SA 8000 «Социальная ответственность. Требования» была разработана Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам (Council on Economic Priorities Accreditation Agency – CEPAA, позднее переименованное в компанияю Social Accountability International) и введена в действие с октября 1997 года. Второе издание SA 8000 введено в 2001 году. Данный стандарт оговаривает требования по социальной ответственности, чтобы позволить компании сертифицироваться по SA 8000. Стандарт считается международным, хотя официально не принят ни одной из международных организаций. Высокий статус документа обеспечивается тем, что в его идеологической основе положены:

 

  • Всемирная декларация прав человека;
  • Конвенция ООН по правам ребенка;
  • Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин;
  • Конвенции и рекомендации;
  • Международной организации по труду и других служб по защите прав человека.

 

Цель стандарта SA 8000 — улучшение условий труда и жизненного уровня работников. Он может применяться в развивающихся и индустриально развитых странах, как для малых, так и для крупных предприятий, а также для общественных организаций.

 

Стандарт определяет требования по социальной защите, позволяющие компании:

 

  • разрабатывать, поддерживать и вводить политику и методы управления вопросами, которые компания может контролировать или на которые она может оказывать влияние;
  • демонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, методы и действия находятся в соответствии с требованиями данного стандарта. Требования данного стандарта должны применяться повсеместно с учетом географического местоположения, отрасли промышленности и размера компании.


Стандарт устанавливает критерии для оценки следующих аспектов:

 

 

Стандарт позволяет предприятиям делать то, что они делают лучше всего, а именно, применять систему менеджмента для достижения намеченных целей, обеспечивая при этом постоянную рентабельность. В этом отношении другие стандарты, такие как ISO 9000, ISO 14000 и т. д., дополняют стандарт SA 8000, тем самым, подготавливая основу для интеграции в рамках всеобщей системы управления, что в свою очередь ведет к сокращению рисков и повышению прибыльности предприятия.

 

Предприятия, соответствующие стандарту SA 8000, имеют конкурентное преимущество, которое заключается в высокой мотивации сотрудников. Компании, которые подаются на получение сертификата «Социальная ответственность 8000», должны убедиться, что ни один из их сотрудников, а также ни один из членов коллективов поставщиков или партнеров, не работает более 48 часов, или шесть дней в неделю. Кроме того, заработная плата работников должна минимум соответствовать реальному прожиточному минимуму и обеспечивать рабочим стабильный доход.

 

В категории «Системы управления», предоставляется описание конкретных инструментов, поддерживающих общую социальную политику компании. Внедряя новые методы регулирования производственных отношений, кодекс «Социальная ответственность 8000» базируется на международных соглашениях — конвенции Международной организации труда, Всемирной декларации прав человека и Конвенции ООН по правам детей. Нормы кодекса полностью соответствуют принципам, изложенным в этих документах.

 

В цивилизованном обществе бизнес помимо чисто экономических задач должен выполнять определенную социальную роль. Ведь предприниматели являются неотъемлемой частью общества, их деятельность оказывает неизбежное влияние на него. Под социальной ролью бизнеса понимается развитие и усиление позитивного влияния, которое предпринимательский класс оказывает на общество. В мировой практике социальная ответственность бизнеса рассматривается как добровольный вклад бизнеса в развитие общества, его социальной, экономической и экологической сфер. Этот вклад должен быть напрямую связан с основной деятельностью компании и выходить за рамки определенного законом минимума.

 

Прежде многие считали, что социальная ответственность бизнеса – это благотворительность. Сейчас большая часть бизнесменов понимает, что бизнес не может развиваться вне общества и независимо от его интересов. Социальная ответственность - это многогранное понятие, которое состоит из нескольких элементов: ответственность перед собственными сотрудниками, ответственность перед потребителями, ответственность перед партнерами, местным сообществом и страной в целом.

 

В Казахстане стандарт SA 8000 принят как СТ РК 1352-2005 «Социальная ответственность. Требования». Требования данного стандарта не являются обязательными, а определяют лишь намерения организации совершенствовать свою деятельность в области социальной ответственности. Стандарт определяет требования к социальной ответственности организации, чтобы она могла:

 

  • разрабатывать, поддерживать и осуществлять политику и процедуры с целью устранения тех проблем, которые она может контролировать или на которые она может влиять;
  • продемонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, процедуры и деятельность соответствует требованиям стандарта. Стандарт применим на любом предприятии, независимо от вида, размера и поставляемой продукции.


Ансаганова Г.Ж.,
нач. отдела ОЭПС, эксперт-аудитор
по подтверждению соответствия СМК Костанайского филиала АО «НаЦЭкС»