Всемирный день качества ежегодно отмечается во второй четверг ноября. Впервые он был отмечен в 1989 году, инициатором этого дня стала Европейская организация качества при поддержке Организации Объединенных Наций. В Республике Казахстан этот день начали отмечать с опубликованием Указа Президента Республики Казахстан от 9 октября 2006 года № 194 о ежегодном проведении конкурса на соискание премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа» и республиканском конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана». Данные конкурсы в области качества проводятся в целях поддержки отечественных товаропроизводителей, содействия наполнению отечественного рынка качественными и конкурентоспособными товарами.

Главной целью «Всемирного дня качества» является привлечение внимания широкой общественности к проблеме качества предлагаемой продукции и оказываемых услуг. Необходимо активизировать деятельность, которая направлена на решение проблем качества. Решение данной проблемы подразумевает, во-первых, то, что товары должны быть безопасными для человека и окружающей среды, во-вторых, то, что они должны полностью удовлетворять все запросы и ожидания потребителей.

Нужно отметить, что проблема качества считается одной из наиболее актуальных проблем в экономике очень многих стран мира. Качество товаров и услуг в современных условиях является необходимым условием успешной деятельности любого предприятия и любой организации. Понятие качества тесно связано с понятием уровня жизни – сохранением окружающей среды, физического здоровья и психологического комфорта человека. Так, например, от качества продуктов питания и воды в очень большой степени зависит наше здоровье. Нам также очень важно, чтобы оказываемые нам услуги имели только высокое качество, иначе это будет сказываться на нашем психологическом комфорте.

Проведение праздника «Всемирный день качества» направлено на оптимизацию и повышение качества производимых товаров и услуг. Население нашей страны, как и других стран мира, должно иметь возможность приобретать товары высокого качества. К сожалению, пока данная проблема еще не решена полностью.

Наше государство много делает для того, чтобы бороться с недобросовестными производителями. Товары проверяются на соответствие существующим сегодня стандартам, нормативным документам. Однако пока еще нельзя сказать, что в Казахстане производятся и продаются только качественные товары. Очень актуально стоит проблема подделок, особенно распространенными из которых являются дешевые, но некачественные китайские товары.

Качество продукции занимает важное место в экономической политике страны. «Казахстанское – значит качественное» – вот цель, которая должна стать национальной идеей, консолидирующей усилия государства и производителей и способствующей повышению имиджа Республики Казахстан в мировом сообществе.

Сегодня на рынке сложилась такая непростая ситуация, когда предложение превышает спрос. Нужно не просто продемонстрировать способность произвести продукцию высокого качества. Необходимо еще и показать, что качество производимой продукции является стабильно высоким.

Сегодня в нашу страну со всего света поступает большое количество товаров не всегда хорошего качества. Чтобы уберечься от некачественных товаров, необходима информация и контроль качества. Прежде всего, покупатели должны знать, как именно можно отличить качественный товар от подделки, по каким параметрам можно судить о качестве продукции.

Современная рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству продукции, а острая конкурентная борьба обуславливает во всех странах мира необходимость подтверждения своей способности выпускать продукцию стабильного качества.

Правовое обеспечение управления качеством основано на законах Республики Казахстан «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей», «Об обеспечении единства измерений».

В Карагандинском регионе на защите и обеспечении необходимого уровня качества стоят многие организации – это испытательные лаборатории и центры различного направления, ветеринарные лаборатории, службы карантинного фитосанитарного досмотра, Филиал РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы» по Карагандинской области, а также органы по подтверждению соответствия, в том числе, Карагандинский филиал ОПС АО «Национальный центр экспертизы и сертификации».

Государство на постоянной основе стимулирует предприятия по улучшению качества выпускаемой продукции в виде проведения конкурсов на соискание Премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа», региональные конкурсы-выставки «Лучший товар Казахстана», а также возросшая в условиях функционирования Евразийского экономического союза конкуренция.

Проблема качества является очень непростой и, надо сказать, она была актуальной во все времена. Сейчас же она стоит особенно остро. Наша экономика недавно пережила кризис, последствия которого сказываются и сейчас. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями по причине плохого финансирования. Помочь выйти из кризиса может именно качество.

Проблему качества должно решать государство, совместно с местными органами управления.

В настоящее время казахстанцы уже не хотят быть потребителями низкосортных товаров. Они хотят получать качество, за которое платят немалые деньги. Поэтому люди объединяются в общества по защите прав потребителей. Это дает им возможность самостоятельно оказывать прямое влияние на качество. Уровень запросов наших потребителей все время растет. Отечественные товары и услуги уже давно могут успешно конкурировать с иностранными. Жесткая конкуренция и возможность свободного выбора оказывают большое влияние на производителей, заставляя их думать о качестве.

Проблема качества – это проблема производителя? Нужно заметить, что проблема качества зависит не только от руководителей предприятий и государственных чиновников. Каждый из нас может внести свой, пусть скромный вклад в борьбу для повышения качества жизни. И не нужно думать, что от отдельного человека ничего не зависит. Вне зависимости от выбранной профессии, каждый должен стараться выполнять свою работу качественно и добросовестно. Только в этом случае можно будет надеяться на то, что некачественные товары исчезнут с полок магазинов, а обращаясь в любую компанию за какой-либо услугой, можно будет быть уверенным в том, что обслуживание будет качественным. Итак, День качества – это отличный повод задуматься о том, как можно повысить уровень жизни наших граждан. Если каждый на своем рабочем месте будет скрупулезно выполнять свои обязанности, то и жаловаться на качество производимой продукции никому не придется.


Игорь Могильницкий
Ведущий специалист отдела происхождения товаров и подтверждения соответствия продукции и услуг
КФ АО «НаЦЭкС»
тел.: 8 (7212) 94 00 70 (внут. 6260)
E-mail: kar_naceks_sert@mail.ru