Безопасность – вот что мы больше всего ценим в жизни. Ездить на автомобиле и не боятся, что слетит гайка в механизме, работать со станком и быть уверенным, что все узлы функционируют как часы. Понятно, что надежность любой конструкции зависит от крепления каждой детали – все резьбовые соединения должны быть затянуты с определенным и, главное – одинаковым усилием.

Есть несколько важных критериев, на основании которых рекомендуется подбирать себе динамометрический ключ. Диапазон крутящего момента. Если инструмент нужен для частого использования и работы с различными соединениями, стоит выбрать несколько ключей с различным диапазоном. Тут важно чётко знать, какие моменты затяжки будут актуальными в том или ином виде работ. Некоторым достаточно диапазона до 20 до 150 Нм. Другим требуется 100-700 Нм. Выбирая инструмент, ориентируйтесь на то, чтобы искомое вами усилие находилось примерно в середине доступного диапазона. Квадрат.

Также крайне важен размер присоединительного квадрата. Измеряются они в дюймах, и составляют 1/4, 3/8, 1/2, 3/4, 1 и пр. Ещё одна во многом индивидуальная характеристика, поскольку зависит от гаек и болтов, с которыми предстоит работать автовладельцу. Тип самого ключа и способ оповещения инструмента о достижении необходимого усилия. В стрелочных придётся следить за параметрами самому. Щелчковые издают щелчки, что крайне удобно. Но при повышенном уровне шума могут возникать сложности. Электронные издают звуковой сигнал и имеют световой индикатор на основе светодиодов. Но только за звук и светодиод переплачивать порой не стоит. Точность и единицы измерений. Параметры точностью определяются погрешностью.

Наиболее неточными считаются стрелочные инструменты. Далее идут щелчковые или предельные, а возглавляет рейтинг по точности электронный ключ. Отталкивайтесь от общепринятых стандартов измерений, где усилие определяется в Ньютон-метрах, а размеры квадрата в дюймах. Иначе возникнут сложности при подборе комплектующих и в рамках проведениях непосредственных работ по затяжке. Размер ключа. Слишком компактные модели не рассчитаны на работу в широком диапазоне, и прикладывать к ним усилие сложно. Большие инструменты эффективнее в плане сильной затяжки, но они из-за своих габаритов не всегда помещаются в зоны с ограниченным пространством. Здесь стоит отталкиваться от того, где и в каких условиях вы будете работать. Всегда есть возможность применить дополнительные удлинители, расширив функционал инструмента. А вот крупные ключи укоротить не получится. Используемый материал изготовления ключа. Только высокопрочный металл. Крайне важно, чтобы он не поддавался воздействию коррозии. Но это инструменты особого класса, потому здесь редко встретишь некачественную сталь или мягкий металл. Удобство установки необходимого крутящего момента и комфорт чтения шкалы. У инструментов от ведущих производителей эргономика выполнена на самом высоком уровне. Но встречаются ключи, при работе с которыми автомобилист сам себе перекрывает обзор динамометра из-за изначально неправильного расположения. Также встречается слишком мелкий шрифт, отсутствие подсветки или плохое качество корпуса, непродуманный регулятор и пр. Прежде чем покупать ключ, возьмите его в руки, подержите, покрутите настройки, представьте, как будете с ним работать. Даже простая визуализация или имитация рабочего процесса даст понять, насколько конкретный динамометрический ключ подходит именно вам. Материал изготовления рукоятки.

Также немаловажный момент, поскольку инструмент обязан прочно сидеть в руке. Некоторые девайсы оснащаются просто металлическими ручками. Когда руки сухие и чистые, проблем особо не возникает. Но автомобилист вынужден пачкать руки в масле и прочих жидкостях, которые заставляют руку проскальзывать и соскакивать с гладкого металла. Лучшим решением считаются пластиковые или прорезиненные накладки на металлическую ручку, а также рукоятки анатомической формы. Опять же это стоит проверять при покупке, когда вы берёте инструмент в руки. Если даже при слегка потной руке вам не удаётся прочно ухватиться за ручку, такой ключ покупать не стоит. Направления действия ключа. Заранее стоит понять, в какую сторону вращается ключ. Большинство моделей адаптированы под правшей, а потому имеют соответствующее направление. Но есть люди, которые привыкли работать левой рукой. Тогда стоит внимательнее изучить конструктивные особенности рассматриваемых моделей динамометрических ключей. Существуют отличные универсальные варианты, подходящие всем. Наличие трещотки. Немаловажный момент для многих тех, кто в гаражных условиях или в автосервисе занимается ремонтом автомобилей. Некоторые производители комплектуют свои динамометрические ключи трещотками, другие заставляют их покупать отдельно или даже искать среди других производителей. Потому внимательно изучите комплектацию. Кнопка сброса. Она должна находиться в удобном месте, но при этом не позволять случайно на неё нажимать в процессе работы.

Эргономика продумана детально не на всех динамометрических ключах. Случайный сброс в процессе затяжки порой может спровоцировать серьёзные проблемы, обусловленные некорректно выполненными ремонтными работами. Опасно не только перетянуть крепления, но и оставить их не до конца затянутыми. Головки. Обычно в комплекте к ключу идёт минимум одна шарнирная головка. Сменные насадки от производителя предпочтительнее, нежели сменные головки, купленные в разных местах и от различных брендов. Но если вы изначально покупаете дешёвый ключ, не стоит рассчитывать на высокое качество самого инструмента, и всех комплектующих к нему. Наличие футляра. Элемент не принципиальной важности, но во многом показывающий уровень производителя инструмента. Удобный и вместительный футляр позволяет обеспечить динамометрическому ключу надлежащее хранение вместе со всеми комплектующими. Если производитель продаёт ключ в специальном чемоданчике, предлагая место ещё и для дополнительных компонентов, это отличный знак. Гарантия от производителя, доступный сервис центр и наличие запасных частей. Ведущие производители дают обязательную гарантию сроком на несколько лет. При этом топовые бренды обязательно предлагают услуги своих сервисных центров, где можно провести настройку и поверку ключа, которая требуется в обязательном порядке. Также предпочтительнее брать те динамометрические ключи, к которым доступны запчасти. Это существенно упростит решение вопроса о ремонте и смене расходников. Ведь подобрать запасные части к некоторым ключам настоящая проблема. Страна производства. Принято считать, что лучшими производителями динамометрических ключей являются немцы. А вот электронные устройства предпочитают брать японского происхождения. Но нельзя отрицать тот факт, что целый ряд высококачественных динамометрических ключей выпускают российские компании. При этом они стоят заметно дешевле импортных аналогов, не уступая в плане функциональности, качества сборки и точности работы. Стоимость. Здесь нужно отталкиваться от простой прописной истины. Действительно качественный динамометрический ключ не может стоить дешёво.

Ведущий специалист отдела метрологии

ЗКФ АО «НаЦЭкС» В.Михайлов