Большегрузные весы (вагонные, автомобильные, платформенные, бункерные) являются наиболее распространенным средством измерений и источником первичной информации в практике учета потоков сырья, полуфабрикатов, готовой продукции в процессе производства на предприятиях промышленности и в торговле. Технические и метрологические характеристики этих весов должны соответствовать требованиям ГОСТ. Если же характеристики весов не соответствуют этим требованиям, то их недостоверные показания могут привести к непредсказуемому ущербу у производителей, поставщиков, покупателей.

Достоверность показаний весов подтверждается результатами поверки, выполняемой органами метрологического контроля. Обычно поверка весов проводится с помощью гирь класса точности М1.

Процесс поверки весов, например, автомобильных с пределом взвешивания до 60 и более тонн, трудоемок. В ходе поверки необходимо выполнить многократное нагружение весов, что требует перемещения больших масс гирь. Чаще всего поверитель не располагает требуемым для нагружения весов до наибольшего предела взвешивания (НПВ) количеством гирь, так как для юстировки поверки и юстировки весов часто используют весоповерочные автомобили небольшим количеством гирь массой 500 кг. В лучшем случае весоповерочные автомобили оснащены 20 или 30 гирями массой по 500 кг каждая.

Поэтому для поверки большегрузных весов обычно используют метод последовательных замещений, при котором для поверки весов достаточно иметь гири общей массой, соответствующей не менее 25 % наибольшего предела взвешивания. В итоге для поверки широко распространенных автомобильных весов на 30-60 тонн даже при методе замещений необходимо иметь не менее 8….30 тонн гирь. Поверка же методом последовательных замещений меньшим количеством гирь, чем устанавливается требованиями ГОСТа, недопустима – снижается требуемая достоверность поверки. Здесь вполне реальны ситуации, когда не будут выявлены неисправные весы и признаны годными к эксплуатации весы с недопустимой большой погрешностью.

Так же предлагаются безгирный способ поверки весов. Этот способ не нашел широкого применения, так как для него требуется введение в конструкцию весов дополнительных приспособлений для установки устройств, создающих эталонные нагрузки. Кроме того, подобных устройств, позволяющих создать адекватные реальным условиям эталонные нагрузки для поверки находящихся сейчас в эксплуатации и изготавливаемых большегрузных весов, насколько нам известно на рынке нет.

Как видим ни метод последовательных замещений, ни предлагаемые безгирные способы поверки весов не снимают потребности в достаточно большом количестве гирь класса точности М1, необходимом для метрологически надежной поверки большегрузных весов.

Другая трудность поверки связана с конструкцией применяемых сейчас гирь. При определении погрешности на грузоприемной платформе весов должны быть размещены гири и балластные грузы общей массой, соответствующей до 100% наибольшего предела взвешивания, что не всегда бывает возможно при ограниченных размерах.

Работая с распространенными сегодня повсеместно гирями массой 500 кг и 2000 кг, выполнить требования ГОСТ трудно, так как:

  • цилиндрические гири 500 кг не удается достаточно плотно уложить, их нельзя поставить друг на друга;
  • применение гирь массой 2 тонны связано со значительными затратами на их транспортировку, гири имеют длину 2.3 метра, что не позволяет сосредоточить нагрузку над проверяемым участком платформенных весов.

При поверке автомобильных весов с габаритными размерами грузоприемной платформы 15×3 м удается разместить общей массой лишь около 30т 500- килограммовых гирь. В этом случае трудно, а часто и невозможно нагрузить весы до наибольшего предела взвешивания даже с балластными грузами, в качестве которых обычно используют различные автотранспортные средства – не хватает места для размещения гирь.

Итак, для создания условий необходимых для обеспечения достоверной поверки (юстировки) большегрузных прежде всего автомобильных весов требуются весоповерочные автомобили оснащенные достаточным количеством гирь класса точности М1.

К гирям класса точности М1, удобным для поверки большегрузных весов и пригодным для оснащения специальных передвижных весоповерочных лабораторий (СПВЛ), целесообразно предъявить следующие требования:

  • возможность укладки гирь в несколько рядов друг над другом на платформе весов и на стеллажах СПВЛ;
  • расширенный ассортимент номинальных значений массы гирь (500,1000 возможно,200 кг);
  • возможность перемещения гирь современными средствами механизаций работ на складах.

Приведенные примеры показывают, что задача поиска метрологический корректных методик позволяющих обойтись при калибровке и поверке весов ограниченной массой эталонных гирь, весьма актуальна и требует дальнейших исследований, связанных, например, с более корректным методом оценки погрешности весов, использующих более сложные методы определения погрешности, основанные на понятии «неопределенность» результатов измерений. Необходимы совершенствование, поиск, разработка новых, метрологический обоснованных методов поверки весов с применением новых методик поверки и новой вес измерительной техники более высокого класса точности определения массы балластных грузов.

 

 

 

 

Актюбинский филиал АО «НаЦЭкС»

Специалист 1 категории отдел

метрологии                                                                                                                                                                              Боранбаев А.С.